Шапки Русского царства, венцы царские — отороченные соболем «короны»-шапки русских царей, из которых наиболее древней и известной является Шапка Мономаха. Эти регалии, входившие в Большой наряд царя, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.Шапка Астраханская.
Первое венчание на великое княжение на Руси произошло в правление Ивана III — он короновал соправителем своего внука Дмитрия Ивановича (1498). А собственно «на царство» впервые венчался другой его внук — Иван Грозный (1546). Последними, кто использовал «шапки», были братья-соправители Иван V и Пётр I (1682), далее начались императорские коронации.
Шапка Мономаха второго наряда Чем венчали Дмитрия Внука — неизвестно, но историки сходятся на том, что это еще не была Шапка Мономаха, в «Чине венчания на царство» она названа просто «шапкой». Вероятно, пелена Елены Волошанки, посвященная этому событию, позволяет представить облик его венца. На ней изображены Иван III, Дмитрий Внук и будущий Василий III. «Короны» Ивана и Василия очень схожи с венцами ветхозаветных пророков из иконы «Сошествие в ад» (Кирилло-Белозерский монастырь). Они принадлежат к венцам т. н. «несомкнутого» типа и составлены из «городков», расширяющихся кверху. Корона Дмитрия другая — она сомкнутого типа и похожа на «шапку».
Самой знаменитой русской короной стала Шапка Мономаха, по всей вероятности, присланная в XIV веке князю Ивану Калите из Золотой Орды ханом Узбеком в знак вассалитета. При Василии III эта история забылась, и шапке была сочинена «константинопольская» родословная, возводящая ее к Владимиру Мономаху и его деду императору Константину Мономаху. Есть вероятность, что именно Василий, потомок другого константинопольского императора, стал первым русским государем, коронованным («венчанным на великое княжение») Шапкой Мономаха (сведений о подобном обряде над ним не сохранилось), хотя, возможно, она носилась и великими князьями после Калиты.
Шапка Казанская Судя по духовным завещаниям великих князей, Шапка Мономаха оставалась единственной до времен Ивана Грозного. По ее образцу им по взятии Казани была заказана 2-я — Шапка Казанская. 3-м стал трехъярусный «Большой венец» царя Фёдора I Ивановича, присланный ему в подарок константинопольским патриархом (был разобран в XVII веке).
Точное число шапок к началу Смутного времени неизвестно. Когда с разрешения Дмитрия Самозванца Маржерет в 1611 году лично осмотрел царскую казну, он увидел в ней «четыре короны, именно три императорские и четвертая — та, которой короновались некогда великие князья, не считая той, которую Дмитрий велел изготовить для своей жены-императрицы; она не была закончена» (то есть, княжеская Шапка Мономаха, две вышеназванные царские — Казанская и «Большой венец», неизвестная четвертая, а пятая — неоконченная корона Марины Мнишек). Какая корона была четвертой — непонятно. По одной из версий, Иван Грозный заказал также Астраханскую шапку (не сохранилась, новая создана в 1627 году). Либо же речь идет о короне Бориса Годунова (первой «Сибирской», она же корона Самозванца), ныне утраченной, которая была не «шапкой», а короной по западному образцу, заказанной в Европе (см. ниже). А возможно, это была парная женская корона к «Большому венцу» Федора Иоанновича.
Шапка Мономаха
С другой стороны, ранее при описании коронования Фёдора Иоанновича английский путешественник Горсей пишет:«перед царем помещались все шесть венцов — символы его власти над землями страны», в этом случае недостает информации об еще двух, но скорей всего, Горсей обсчитался, хотя число 6 он повторяет несколько раз.
После Смуты в Кремле остались только три короны — Шапка Мономаха, Шапка Казанская и разобранный вскоре «Большой венец» Федора Ивановича. Причем часть из утраченных выдали сами русские. В грамоте, отосланной Земским собором в Краков в 1613 году с гонцом Д. Аладьиным, среди прочих претензий к Сигизмунду III значится пропажа «шапок»: «А царскую казну, многое собранье из давних лет, царские утвари, царские шапки и коруны… к вам отослали». Действительно, согласно свидетельству Маскевича(1611) были выданы два венца — «принадлежавший Борису Годунову» (предполагаемая «Сибирская шапка») и «не совсем оконченный», принадлежавший «Димитрию мужу Мнишковны» (очевино, упомянутая выше неоконченная корона Марины). Маскевич называет их «Федоровым» (Федора Годунова) и «Дмитриевым» (Дмитрия Самозванца). Их в 1611 году в Кремле «седмочисленными боляры» отдали полякам в уплату за военную службу. Шляхтичи вывезли залог в Речь Посполитую, где, после безуспешной попытки найти покупателя на них целиком, они были «разломаны» и проданы частями.
Шапка Астраханская и Алтабасная При первом из Романовых была создана ныне существующая Шапка Астраханская, а при его внуках Иване и Петре — оставшиеся четыре. Поскольку на престол одновременно взошли два царя-соправители, была создана Шапка Мономаха второго наряда для Петра, а далее — два алмазных венца для обычного ношения, плюс Шапка алтабасная.
7После Петра I они не использовались в церемониале, их сменили Короны Российской империи. Все семь шапок-венцов фигурируют в дореволюционной описи Оружейной палаты и не были проданы за рубеж при советской власти, в отличие от многих других ценностей.
7После Петра I они не использовались в церемониале, их сменили Короны Российской империи. Все семь шапок-венцов фигурируют в дореволюционной описи Оружейной палаты и не были проданы за рубеж при советской власти, в отличие от многих других ценностей.
(По материалам из Википедии)
Алмазный венец для царя Ивана АлексеевичаАлмазный венец для царя Петра Алексеевича
Астраханская шапка
Шапка Казанская. Хромолитография. 1840-е гг. Выполнена по рисунку Ф. Г. Солнцева (1801 – 1892)
Комментариев нет:
Отправить комментарий