суббота, 8 июля 2023 г.

Бофоны - партизанские денежные знаки ОУН-УПА / бонистика Украины

Одними из самых неизученных и неизвестных до сих пор денежных документов являются партизанские денежные знаки ОУН-УПА. Изданные на Западе монографии, в которых авторы анализируют финансовые проблемы движений сопротивления оккупированных стран Европы времен Второй мировой войны, военного денежного обращения, не упоминают о наличии у бандеровцев хорошо организованных финансово-хозяйственных органов, способных с помощью специальных денежных документов - бофонов - и других форм деятельности мобилизовать большие материальные ресурсы для партизанской борьбы против нацизма и сталинизма.

 


Рассмотрим причины появления бофонов и области их применения. Необходимо ввести определение, что же такое бофоны (сокращенно от боевой фонд).

 

В оперативных и следственных документах НКВД-НКГБ фигурируют следующие определения бофонов: "оуновская облигация", "оуновское денежное обязательство", "квитанция, предназначенная для обмена на деньги, которая распространялась оуновскими бандитами среди населения как заем".

 

Журналист Ирина Несенюк из Ровно, опираясь на воспоминания участников подполья, с одной стороны, наделяет бофоны статусом своеобразного платежного средства в расчетах с населением за продовольствие, транспорт, ремонт техники и т.п., а с другой - считает, что эти денежные документы "не столько деньги, сколько облигации, а еще больше - способ пропаганды патриотических идей".

 

Бофоны - это одно-, реже двусторонние денежные документы с оуновской или национальной символикой, соответствующими надписями ("бойовий фонд ОУН", "революційний фонд ОУН", "нац_ональний фонд ОУН" и др.) или только с символикой без надписей, с фиксированными номиналами или без них, которые уполномоченные от имени ОУН лица выдавали населению за внесенные добровольно или реквизированные средства, а также использовали в своей агитационно-пропагандистской работе.

 

По подсчетами некоторых авторов (Клименко О.А.), оуновское подполье в период 1939-1952 гг. выпустило для своих нужд около 500 разновидностей бофонов, которые находились в обращении не менее чем в12 областях Украины и Белоруссии, а также частично на территориях Польши, Чехии, Словакии, Австрии. Имеются данные о выпуске бофонов и на территории России: в воркутинском, мордовском, норильском, колымском и других лагерях ГУЛАГа 1954-1960 гг. Это раздвигает временную границу изготовления бофонов еще на 8 лет. С другой стороны, предвестниками бофонов были денежные знаки "Сокола-Батька" и Пласта, выпущенные в 1927-1929 гг. в Бережанах Тернопольской области.

 

Исследование темы бофонов затруднено в связи с тем, что практически ни один музей в Украине не имеет их представительского собрания. Наибольшая коллекция (276 знаков, среди которых много дублей) хранится в Государственном отраслевом архиве службы безопасности Украины. Имеются бофоны и в архивах областных управлений СБУ западных регионов Украины. Наиболее полное их описание представлено в монографии О.А. Клименко "Грошові документи ОУН (бофони), 1939-1952 років", являющейся его кандидатской диссертацией.

 

Бофоны - военные деньги

 

Как было упомянуто выше, бофоны кроме других функций выполняли роль реквизиционных квитанций, что их объединяет с другими военными денежными документами: временными квитанциями Херсонского губернского уполномоченного управления продовольствия с надпечатками Чигиринского атамана Хмары или 1-й Революционной повстанческой армии Махно. Никогда ни один вид этих так называемых "денег" не находился в обращении.

 

Украинское освободительное движение ОУН - единственное вооруженное подпольное движение, которое не имело даже минимальной помощи из вне. В чрезвычайных условиях войны и трудностей с хозяйственным обеспечением неотложный выпуск бофонов был крайне необходим, т.к. насильственное изъятие материальных ценностей у населения для ОУН-УПА был неприемлем ни с политической, ни с моральной точки зрения.

 

Сознательная помощь местного населения была наиболее распространенным способом снабжения партизан. Когда народные массы полностью усвоили политические цели партизанской борьбы, они делились с восставшими всем, чем могли. Местное население помогало продовольствием, одеждой, медикаментами, деньгами и т.д.

 

Но, получая постоянную помощь от населения, партизаны не хотели этим злоупотреблять. Они считали себя обязанными рассчитываться за продовольствие и др., а при отсутствии денег выдавать расписку за полученные материальные ценности. Виновные за нарушение этих правил сурово наказывались независимо от занимаемых должностей и званий.

 

С одной стороны, денежные документы ОУН базировались на доверии населения, а с другой - они были крайне неконкретными заемными денежными обязательствами, т.к. оплата компенсации переносилась на неопределенное время и ее должна была произвести в случае победы абстрактная юридическая сторона.

 

Сельское население облагалось кроме "добровольных" пожертвований ОУН еще в больших размерах налогами со стороны советской власти. Галицкий крестьянин в 1945-1947 гг. обязан был уплатить ежегодно 2-3 тыс. руб. налога, а кроме того, подписать ежегодно заем на 100-200 руб. В дополнение к этому еще были "добровольные" взносы на танковые колонны, красные эскадрильи, флотилии и т.д. Таким образом, от и без того ничтожной зарплаты, которую получали работающие в СССР, им почти ничего не оставалось.

 

Отдельные регионы Украины были оккупированы армиями разных стран: Польши, Венгрии, Румынии, Германии, России, Чехословакии. Поэтому оуновское подполье, с учетом названных обстоятельств, вынуждено было при организации сбора средств в боевой фонд ОУН привязывать эмитированные дензнаки к оккупационным валютам, которые находились в обращении в том или ином регионе. После окончания войны эмигрировавшие отряды оуновцев продолжали выпускать бофоны в денежных единицах, соответствующих дензнакам стран эмиграции, поэтому встречаются бофоны в карбованцах, шагах, рублях, злотых, марках, шиллингах, долларах, фунтах стерлингов.

 

Многие выпуски бофонов были посвящены определенным датам. Вот перечень основных дат и праздников.

 

Праздник Оружия (День борьбы). В августе 1919 г. Симон Петлюра вместе с подчиненной ему Украинской галицкой армией предпринял смелую попытку освободить украинские земли от власти большевиков. В результате борьбы ему удалось 30 августа освободить Киев, а на 31 августа был назначен триумфальный парад украинских войск в освобожденной столице. Но в тот же день в город вошли деникинцы. Началась борьба на два фронта, и армия Директории потерпела очередное поражение.

 

По инициативе Украинской военной организации (УВО) с 20-х гг. день 31 августа отмечается как Праздник Оружия.

 

Праздник 1 ноября (Ноябрьский срыв). Еще перед развалом Австро-Венгрии парламентарии, руководители политических партий, церковные иерархи Восточной Галиции и Буковины под руководством Евгения Петрушевича создали представительский орган - Украинскую Народную Раду, ставившую своей целью объединение западно-украинских регионов в единое государство. Но группа молодых украинских старшин во главе с капитаном Дмитрием Витовским, недовольных медленным развитием событий, вечером 31 августа 1918 г., мобилизовав воинов, служащих во Львове, овладела городом. 1 ноября на ратуше был поднят украинский флаг. То же повторилось и в других городах. Так родилась Западно-Украинская народная республика (ЗУНР). Поэтому только одна надпись на бофонах "1 листопада" значила очень много для галичан.

 

Праздник Соборности. 22 января 1919 г. ЗУНР на принципах полной автономии объединилась с УНР. К сожалению, известен всего один бофон (художник Нил Хасевич), посвященный этому событию и используемый подпольщиками Волыни.

 

Праздник Героев. 23 мая 1938 г. в Роттердаме от рук московского убийцы погиб вождь украинской нации Евгений Коновалец, а за 12 лет до этого, 26 мая, большевистский агент убил главного атамана Симона Петлюру. Праздник Героев носил всенародный характер, объединял массы вокруг оуновских лозунгов и идей, мобилизовал украинский народ на борьбу за государственность. Кроме того, это был день памяти тех, кто всю жизнь работал для украинского народа и кто умер за Украину. По традиции на всех могилах оуновцы старались обновить кресты, положить цветы и венки.

 

Отмечались также годовщина УПА (в ночь с 14 на 15 октября), годовщины борьбы ОУН за национальное освобождение украинского народа и т.д. Ко всем этим датам выпускались серии бофонов.

 

Этапы борьбы ОУН

 

Выпуски бофонов можно систематизировать по соответствующим периодам борьбы, которые закономерно становились этапами.

Первый этап (1941-1946 гг.) - от начала войны до освобождения территории Украины от немецких войск, характеризовался созданием широкой сети подполья и формированием войск УПА, которые насчитывали до 100000 человек.

 

Второй этап (1944-1946 гг.) - на который падает апогей борьбы повстанцев против войск Советской армии, расширение действий подполья.

 

Третий этап (1947-1950 гг.) - подполье ОУН, рейды УПА.

 

Четвертый этап (1951-1956 гг.) - время медленного угасания вооруженного сопротивления.

 

Систематизация бофонов в соответствии с этапами освободительного движения позволяет выявить их характерные черты на протяжении более 10 лет.

 

Документы советских партизан о деятельности ОУН

 

О деятельности советских партизан и Советской армии против ОУН-УПА и населения Западной Украины было известно разве что из мемуаров советских командиров. Но в 2000 г. В. Сергийчук исследовал и издал документы и донесения "Радянські партизани проти ОУН-УПА" (Киев, Украинский Издательский Союз), из которых отражена далеко не та деятельность ОУН-УПА, которая изображена в партизанских мемуарах.

 

Стало известно, что во многих местах украинские националисты создавали свои подпольные организации для борьбы с фашистскими оккупантами под девизом "За самостійну Україну без німців". При этом ОУН расширяла свою деятельность на всю оккупированную территорию Украины, в том числе и на восточные области. Так, в отчетном докладе гестапо г. Харькова за декабрь 1942 г. отмечался лозунг украинских националистов "Собода без Рад і німців". Советские партизаны силой забирали продукты питания у местного населения, и защитить его могли только оуновцы.

 

Не имея никакой поддержки среди местного населения в борьбе против украинских националистов, большевистские партизаны постоянно чинили провокации, выдавая себя за оуновцев. Как открыто писал командир диверсионного отряда Д. Медведев, известный террорист Н. Кузнецов в Ровно после совершения терактов против гитлеровских офицеров специально оставлял на месте убийства документы украинских националистов, что приводило к широким репрессиям оккупационных властей против мирного населения. Именно оуновцы остановили деятельность террориста Кузнецова, сохранив таким образом жизни мирным жителям.

 

Наиболее известные серии бофонов

 

В Галиции, где обращались краковские злотые, известны серийные выпуски 5, 10, 20, 50 злотых, украшенных геометрическим орнаментом с изображением креста и стилизованного символа единения города и села - зубчатого колеса и колосьев пшеницы. На одном из знаков проставлен номинал "1 м" - "марка".

 

В период 1944-1946 гг. ОУН выпускала деньги для материального обеспечения армии. Именно бофоны сейчас играли существенную роль как способ пополнения бюджета. Эмитируются серии 4, 6 и 7 номиналов без названия денежной единицы.

 

Одна из самых известных серий бофонов 1945-1946 гг. - эмиссии командования ОУН - "Північ". Названная специалистами "Волынской серией", она имела номиналы 5, 10, 20, 50, 100, 300, 500 и 1000 крб. Эскиз знаков изготовил известный график Нил Хасевич. Большое количество номиналов и стремление придать им вид "настоящих" денег позволяют допустить, что существовал план сделать их общеукраинской валютой.

 

Отдельные купюры перепечатывались в отрядах оуновцев на периферии, где мастера на пластинках с грушевого дерева и ясеня резали клише для серийных выпусков денег. Известны праздничные рождественские серии бофонов с характерными народными рисунками, на которых изображались мечты и чаяния украинских повстанцев-освободителей. На купюре "10" изображена Кремлевская стена, к которой через площадь бегут украинские вояки с косами и саблями в руках, некоторые залезли на башню, сорвали верхушку со звездой и пытаются установить национальный флаг.

 

На пасхальных сериях появляется тематика веры в то, что Украина будет сильным независимым государством, о чем свидетельствуют надписи: "Христос Воскрес! Воскресне Україна! Воля народам! Воля людині! Смерть тиранії!".

 

Сейчас известно несколько сот украинских бофонов, но почти все они находятся в архивах и музеях. Хотя и в личных собраниях уже можно встретить отдельные бофоны или их подборки. Таким образом, есть потребность иметь не только перечни отдельных бофонов, но и их упорядоченный каталог. Будем надеяться, что совместными усилиями научных сотрудников и бонистов такой каталог будет создан. В нем должна быть продумана такая система классификации, в которую бы вписывались все вновь появляющиеся сведения о бофонах.

 

В заключение следует отметить, что украинская диаспора в Канаде, США, Великобритании, Австрии и Австралии продолжает и сейчас выпускать бофоны, посвященные разным памятным событиям. Если бы это введение на территории Украины взял на себя Национальный банк Украины, мы не только могли бы пополнить национальную сокровищницу новыми образцами тиражной графики, уникальными историческими документами, но и существенно пополнить государственный бюджет за счет продажи современных государственных бофонов, выпускаемых в качестве средства краткосрочного платежа и одновременно объекта коллекционирования.

  

Комментариев нет: