Тиара скифского царя Сайтафарна
Его щит украшен барельефами на темы «Илиады» и «Одиссеи»). За работу он пообещал 2 000 рублей, оставив половину как предоплату. И. Рухомовский заказал одесскому ювелиру Деморье пластину золота, весом 486 гр. и приступил
к работе. Через 8 месяцев, к концу 1895 года, шлем был готов. Это была тиара скифского царя Сайтафарна.
Она представляла собой куполообразный парадный шлем - корону, чеканенный целиком из тонкой золотой полосы. Поверхность Тиары была разделена орнаментом на три части. Средняя часть, наиболее широкая, была покрыта изображениями сцен из гомеровской «Илиады» и «Одиссеи»: прощания с Ахиллесом, сожжения Ахиллесом трупа Патрокла; Одиссея, уводящего коней.
В нижней третьей части тиары находились изображения скифских воинов, царской охоты за фантастическим крылатым зверем, фигур лошадей, быков, овец. Верхняя часть тиары состояла из ажурного чеканного орнамента, и заканчивалась чешуйчатой змеей, кольцами увенчавшую верхушку и поднявшую голову. Между вторым и третьим поясом по кругу шла надпись на древнегреческом, гласившая, что эту Тиару преподносят в дар Сайтафарну, царю скифов жители Ольвии. Ольвия находилась недалеко от Одессы и лавки антиквариев были забиты в основном находками из раскопок древних поселений вокруг Одессы и в основном из Парутино, где располагалась греческая колония Ольвия.
Заказчик, расплатившись, забрал работу. Остановившись в Одессе, он не удержался показать ее своему старому знакомому известному скупщику древностей Ш. Гохману. Вместе со своим братом они держали в Одессе и Очакове магазин «колониальных товаров» (фиников, риса, чая, перца), но среди коллекционеров они были больше известны как торговцы древностями. Интенсивное разграбление древних памятников родило целую профессию копателей могил – «счастливчиков», находки которых скупали «торговцы древностями», от которых они попадали в руки коллекционеров или музеев. Братья Гохманы давно и успешно торговали антиками. Однако спрос опережал предложения и Братья Гохманы, вместе с Горпищенко, были известны на Юге как самые крупные продавцы фальшивых древностей. Порой на древней стеле вырезалась надпись, из настоящих резных камней составлялась диадема, но чаще всего фальсифицировалась вещь целиком. Особенного размера достигли подделки античных монет. В Керчи прославился ротмистр пограничный стражи Сазонов, который ввел в заблуждение маститых нумизматов. Мне довелось видеть в фондах Херсонского музея хиосскую транспортную амфору, покрытую черным лаком - единственный известный случай, когда амфору покрыли лаком! Не исключено, что эта амфора также из коллекции Гохманов. Там же хранится и коллекция керамических клейм из Никония, с надписью «коллекция Гохманов».
В феврале 1896 года в Вене, в столице австро-венгерской империи, объявился «негоциант из Очакова» некто Ш.Гохман.
Гохман был опытным жуликом и хорошим психологом. Из саквояжа, бывшего у него в руках, он извлек и положил на стол перед членами директората золотые фибулы (пряжки), которыми скрепляли одежду на плечах древние греки, и серьги, работы древнегреческих мастеров. Дав полюбоваться этими редкостями и таким образом психологически подготовив клиентов, он вынул какой-то предмет, завернутый в шерстяные тряпки, и, развернув, торжественно объявил: «Тиара скифского царя Сайтафарна».
Бруно Бухер и Гуго Лейшинг, видевшие многие древности, были, по их собственным словам, потрясены. Вот запись их рассказа: «На столе, излучая мягкое матовое сияние золота, стояла древняя чеканная Тиара изумительной работы и превосходной сохранности. Только в одном месте виднелась небольшая вмятина, словно от удара меча, но украшения вокруг почти не были повреждены.
Первый вопрос, который задали восхищенные и пораженные директора Венского музея, был: «Гер Гохман, откуда у Вас эта корона?».
По словам Лейшинга, Гохман ответил: «Чудес на свете не бывает, хотя эта корона - чудо. Прошлым летом ученые вели раскопки в Ольвии и неподалеку от нее раскопали скифскую могилу, где был похоронен Сайтафарн с женой. Оттуда Тиара и другие украшения, которые достались мне за очень большие деньги. Ведь надо, чтобы хоть раз в жизни повезло бедному коммерсанту».
Дирекция музея пригласила крупнейших специалистов по античной археологии и искусству Вены: профессоров Бенндорфа, Бормана, Шнейдера, и они единогласно подтвердили античное происхождение Тиары, высокую художественную ценность и главное - ее безусловную древность.
Но цена, запрошенная Гохманом. была столь велика, что Венский музей не смог приобрести Тиару, а получить деньги в несколько приемов Гохман отказался. Завернув свое сокровище, Гохман уехал из Вены.
Гохман вынужден был вернуться в Россию, поручив продажу тиары двум венским антиквариям. Те отправились в парижский Лувр. Как и венские ученые, парижские авторитеты признали тиару произведением античного искусства и заявили, что такая вещь будет гордостью Лувра. Всего были приглашены в качестве экспертов 8 крупнейших ученых Франции, специалистов по античности и истории искусства. Эксперты единогласно признали Тиару шедевром греческого искусства и заявили, что такая вещь будет гордостью Лувра.
Продавцы потребовали колоссальную по тем временам сумму 220 000 франков, что соответствовало примерно 100 000 рублей. Такой суммой Лувр не располагал, и ассигновать ее могла только палата депутатов Франции. Сомнений в согласии палаты на ассигнования не было и несколько меценатов внесли требуемую сумму, а вскоре последовало решение об оплате покупки из бюджета Республики. Антиквары, ведшие переговоры с Лувром, получили 120 000 франков, Гохман получил 86 000. Тиара была выставлена в зале античного искусства Лувра и привлекала туристов со всего мира.
Но уже в августе 1896 г. на Археологическом конгрессе в Риге директор Одесского музея Эрнст фон Штерн в своем докладе доказал, что Тиара - подделка. Профессор из Мюнхена Адольф Фуртвенглер и петербургский профессор Александр Веселовский поддержали Эрнста фон Штерна.
Скандал разразился только 7 лет спустя, когда в 1903 году французские газеты публиковали интервью французского художника с Монмартра Элина, который утверждал, что он автор тиары. Разразился страшный скандал. Во всех кабаре Парижа пели куплеты об ученых, севших в галошу
и депутатах палаты, ассигновавших деньги для жуликов. Вскоре оказалось, что Элин все выдумал, однако интерес к тиаре вырос необычайно – за три дня Лувр посетило 30000 человек. Но скоро газеты опубликовали интервью одного русского ювелира, который утверждал что сам помогал в течении 8 месяцев золотых дел мастеру из Одессы Израилю Рахумовскому в изготовлении тиары.
Через несколько дней специальный корреспондент одной из крупнейших газет телеграфировал из Одессы: «Гравер Израиль Рахумовский, проживающий в Одессе, Успенская, 36, объявляет с полной уверенностью, что он - творец Тиары».
Рахумовский готов приехать в Париж и доказать правоту своих слов, если оплатят поездку и возместят потерю заработка за время пребывания в Париже. Он просил 1200 франков. Лувр, заплативший огромную сумму за приобретение тиры, пошел еще на траты, чтобы установить истину. Париж раскололся на два лагеря: сайтафарнистов и анти-сайтафарнистов. Имя Рухомовского было у всех на устах.
Пятого апреля 1903 г. Рухомовский приехал в Париж и остановился в гостинице, не желая привлекать внимание, под вымышленной фамилией Бардес. Но репортеры быстро пронюхали, кто такой Бардес и буквально осадили, а потом штурмом взяли номер Рухомовского.
Фотография Рухомовского и Тиары обошла газеты всего мира. Специальная правительственная комиссия в беседе с Рухомовским быстро выяснила, что он очень мало знаком с античной археологией, историей древнегреческого искусства и особенностями стиля изделий эпохи Сайтафарна.
Рухомовский без всяких колебаний изложил мало кому известный рецепт, по которому был сделан сплав золотой пластины, из которой была изготовлена Тиара.
По памяти в присутствии экспертов он точно воспроизвел ряд фрагментов изображений, вычеканенных на Тиаре. Рухомовский показал книги, принесенные ему заказчиком для того, чтобы он имел образцы греческого искусства. По рисункам из этих книг он создал сцены, изображенные на Тиаре.
Выполненные образцы оказались абсолютно идентичные и сомнений не оставалось – тиара фальшивая. Ее передали в музей Современного Искусства, а затем она вновь вернулась в Лувр, где хранится среди подделок.
Рухомовский вернулся в Одессу на Успенскую 36 и продолжал работать. Его мастерская не имела вывески. Он не обладал необходимым капиталом для получения патента купца третьей гильдии. По словам автора брошюры о Рухомовском «...он до последнего времени оставался малоизвестным публике, за исключением эксплуататоров-торговцев и магазиновладельцев, которые ловко им пользовались».
Перед первой мировой войной (между 1909 и 1912 годами) уехал во Францию и работал в реставрационных мастерских при национальном музее Франции - Лувре и умер в 1936 году в возрасте 76 лет. По словам племянницы - последние годы не мог работать и очень бедствовал.
Но на этом история с крупнейшей аферой не закончилась. В 1971 году появился второй экземпляр тиары! Ювелир и торговец антиквариатом из Гибралтара Уильям Горп пытался продать тиару, утверждая, что это 2-й экземпляр и его, как и первый, сделал его отец, а не Рухомовский. Однако очень скоро выяснилось, что представленная тиара - грубая подделка, сделанная по фотографиям из альбома Лувра, а Уильям Горп, сын известного в конце XIX в. скупщика и торговца подделками античных ценностей, конкурента братьев Гохманов - Горпищенко. Он эмигрировал из России в 1919 г. и открыл небольшой ювелирный магазин в Гибралтаре.
Это, насколько я знаю, единственный случай, когда пытались скопировать подделку и продать ее.
В наше время умельцы подделывают не только ювелирные украшения и монеты, но посуду, терракоты, скульптуру... Не исключено, что поддельные ценности пополняют коллекции не только частных коллекционеров, но собрания знаменитых музеев. Но превзойти в славе тиару скифского царя Сайтафарна, видимо, не удастся никогда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий